Авиамоделизм – для многих из нас увлечение детства. Еще при Советском союзе кружок авиамоделизма непременно входил в перечень кружков дворцов пионеров и домов культуры. Также именно авиамоделизм для многих известных конструкторов послужил началом их творческого пути.
В современных магазинах и клубах, посвященных авиамоделизму можно встретить и необходимые для самостоятельной сборки авиамоделей материалы, и наборы, практически полностью готовые к полетам – наборы ARF (almost ready to fly – почти готовые к полетам) и RTF (ready to fly – готовые к полетам).
Готовые модели и наборы заинтересуют в первую очередь тех, кто в авиамоделизме любит именно полеты, а не сам процесс конструирования и сборки. Таких людей в авиамоделизме принято называть летчиками. Соответственно, авиамоделисты-конструкторы предпочитают поломать голову над удачной конструкцией, а фигуры высшего пилотажа – это не для них.
В связи с этим в авиамоделизме принято выделять отдельно создание и пилотирование управляемых и свободнолетающих моделей летательных аппаратов и стендовое моделирование, т.е. моделирование масштабных копий реальных летательных аппаратов.
При создании летающих авиамоделей на первый план выходят их аэродинамические характеристики: продольная и поперечная устойчивость, обтекаемость корпуса и т.д. В стендовых авиамоделях больше ценится точность исполнения деталей, сходство модели с оригиналом.
Авиамоделизм делится на два основных направления: любительский и спортивный. В любительском авиамоделизме приветствуются участники любого возраста: от озорных школьников до весьма солидных пожилых людей. В спортивный авиамоделизм, как правило, приходят опытные любители, которым стало «тесно» в прежних рамках.
В авиамодельном спорте участники соревнований состязаются в конструировании и сборке летающих авиамоделей, в управлении ими в полётах. Экспертами оценивается скорость, дальность и продолжительность полета, маневренность модели и ее способности к выполнению фигур высшего пилотажа.
Авиамодельный спорт курируется FAI - Международной федерацией авиаспорта. Эта организация установила классификацию авиамоделей, регулирует правила и порядок проведения различных соревнований.
Так, в классификации FAI выделяется 5 категорий авиамоделей: F-1 – свободнолетающие модели F-2 – кордовые модели самолетов F-3 – радиоуправляемые модели F-4 – модели-копии самолетов F-5 – радиоуправляемые модели самолетов с электроприводом
К свободнолетающим моделям относят всевозможные модели планеров, резиномоторные модели самолетов, таймерные модели. Кордовыми называются модели, управляемые при помощи корда – специального тонкого стального троса. Один конец корда прикрепляется к рулевому управлению модели, второй конец удерживает моделист и с его помощью выполняет фигуры обычного и высшего пилотажа.
В радиоуправляемых моделях управление осуществляется посредством радиосигнала, передаваемого моделистом с пульта дистанционного управления. Для создания своих радиоуправляемых моделей моделисты используют специальные сервоприводы, подключаемые к элеронам и рулю высоты. Пульт дистанционного управления должен иметь как минимум 2 пропорциональных канала управления: правая ручка на передатчике отвечает за управление элеронами, левая – за управление рулем высоты.
Двигатель для летающих моделей может быть электрическим, резиномоторным, внутреннего сгорания. Двигатель обычно выбирается в соответствии с прототипом модели и вкусовыми предпочтениями а также финансовыми возможностями самого моделиста.
Авиамоделизм – увлечение не из легких. Дорогостоящие материалы и компоненты, наличие свободного времени, наличие «летного поля» - это лишь минимум необходимых затрат на постройку и испытание своей первой модели. А уж количество сил, с душою вложенных в любимое дело, и сосчитать трудно. Но результат того стоит: запуская свою модель в небо, будто сам обретаешь крылья и паришь высоко над землей, свободный от всех тягот и забот...