По тому, как человек владеет своей речью, можно сказать многое, ведь через речь больше всего проявляются личностные качества. Если собеседник не может «связать и двух слов», то, согласитесь, это вызывает о нем не самые лестные мысли. Конечно, чтобы стать заправским оратором, нужно много и упорно трудиться, однако если соблюдать несколько несложных правил при деловом общении, то шансы на успешный исход беседы существенно возрастут.
Во-первых, всегда говорите разборчиво. Не бубните под нос, не «глотайте» слова. Если Ваша речь непонятна собеседнику, сможет ли она вызвать интерес?
Не говорите монотонно. Монотонная занудная речь сродни китайской пытке – от такой беседы хочется поскорее сбежать, к тому же, приходится бороться с огромным желанием уснуть. Природа дала человеку возможность управлять своим голосом – так пользуйтесь этой возможностью. В зависимости от информации, которую Вы озвучиваете, повышайте или понижайте тон, используйте эмоциональную окраску голоса.
Темп Вашей речи должен быть ни слишком медленным, ни чересчур быстрым. Медлительного собеседника всем так и хочется скорей «подтолкнуть», закончить за него фразу. Слишком медленная речь заставляет отвлекаться от предмета разговора. Очень быстрый темп речи, наоборот, не дает слушателю уловить нить Вашего повествования – тот просто не успевает.
Чередуйте длинные и короткие фразы. Если все Ваши фразы короткие, то речь воспринимается как слишком резкая, отрывистая, а слишком длинные фразы трудны для понимания.
Правильно задавайте вопросы. Есть вопросы, которые предполагают развернутый ответ, дают пищу для размышлений. Это – открытые вопросы. В свою очередь, вопросы, ответ на которые может быть только «Да» или «Нет», называются закрытыми. Обилие закрытых вопросов вызывает ощущение «допроса с пристрастием», но и слишком большое количество открытых вопросов может завести беседу «не в ту степь».
Умейте выслушать до конца. Это правило подразумевает не только умение не перебивать собеседника, но и действительно слушать его, вникая в сказанное им. Показывайте свое внимание уместными покачиваниями головой, жестами.
Чтобы разговор был успешным, собеседники должны быть «на одной волне». Поэтому старайтесь в речи использовать тот язык, который понятен Вашему визави. Не стремитесь украсить свою речь канцеляризмами и прочими «заумными» фразами, чтобы выглядеть солиднее. Взаимопонимание – вот ключ к успешной беседе.
Если Вам предстоит разговор с боссом или выступление на утренней планерке, то продумайте свою речь. Например, для выступления постройте свою речь так. В первой части обоснуйте актуальность данного вопроса или проблемы, во второй – излагайте основную информацию, Ваши аргументы и доводы. В заключительной части подведите итог сказанному.
|